На данный момент вышло шесть сезонов подкаста (ноябрь 2020 года — май 2023 года), сейчас идет работа над седьмым (стартует в сентябре 2023 года).
«Взяла и сделала» — это первый подкаст о женщинах, которые делают бизнес в разных городах России, авторский проект Наташи Черновой и «Справочного бюро для медиа», созданный в ноябре 2020 года.
Слушать подкаст
Задача
Наташа Чернова придумала подкаст «Взяла и сделала» в сентябре 2020 года. Во-первых, ей хотелось освоить новый инструмент: она уже умела делать книги, журналы, диджитал, а подкастами никогда не занималась. Во-вторых, едва создав «Бюро», ей пришлось столкнуться со всеми сложностями пандемии, было страшно делать свой бизнес, было слишком много неопределенности. А подкаст о предпринимательницах, которые несмотря на все трудности, берут и делают свое дело, стал лекарством от страха. Ведь все эти женщины, которые строят бизнес и карьеру в разных городах России, показывают, что всем страшно и трудно, что нет каких-то волшебных пилюль, помогающих за сутки построить успешный бизнес. Что кассовый разрыв — это не смертный грех, ушедший сотрудник — не личное оскорбление, заказчики и клиенты — не розовые пони.
У Наташи не было понимания, как делать подкаст, не было оборудования и опыта. Но было желание взять и сделать.
Решение
Октябрь 2020 года был посвящен подготовке к запуску проекта: написанию дорожной карты и стратегии развития, формированию команды, исследованию рынка, поиску героинь и экспертов. Было решено, что героинями подкаста будут предпринимательницы НЕ из Москвы. Формат подкаста — сочетание нарратива ведущей и интервью.
Сначала у Наташи была «травма глянца»: она считала, что обязательно надо открывать новые имена, которые пока не на слуху, о которых не рассказывают федеральные СМИ. Большинство героинь первого сезона были так или иначе знакомы с начинающим подкастером. В ноябре 2020 года вышел первый эпизод подкаста, и практически сразу началась работа по его продвижению (подробнее об этом вы можете прочитать здесь).
К сожалению, неизвестные героини стали минусом первого сезона. Слушателям хотелось более-менее авторитетного мнения, а героини были девушками разного формата и опыта: у кого-то кухонный бизнес, у кого-то — заводской. Слушатели реагировали: зачем нам непонятные женщины — дайте нам что-то знакомое.
Приходилось нащупывать новые направления развития контента. Во втором сезоне команда «Бюро» решила, что будет строить интервью через призму актуальных тем. Например, с пластическим хирургом говорить не только о карьере, но и обсуждать бодипозитив. Третий сезон был посвящен социальным проблемам и личным историям: например, как героиня с ВИЧ не может устроиться на работу, как героиня из Красноярска строит бизнес на фоне борьбы с раком и др. Третий сезон провалился по прослушиваниям. Было много негативных отзывов, люди не хотели погружаться в неприятное. Но при этом весь третий сезон удалось монетизировать — рекламодатели не ушли из-за сложных тем.
Попытки размещения рекламы в подкасте начались с первого эпизода. «Бюро» обращалось к брендам с предложениями. Но первые рекламодатели пришли уже в середине второго сезона. Некоторые партнеры оставались недовольны, потому что до них не удалось донести мысль, что размещение в подкасте не работает так же, как размещение в журнале. Подкаст — не прямая продажа, и со слушателем нужно разговаривать через контекст: «Мне нравится подкаст: я разделяю его ценности; ведущая рекламирует продукт — я его запоминаю». Но первого же действия достать карточку и купить у слушателя нет.
Результаты
За шесть сезонов героинями подкаста стали 81 предпринимательница и 17 экспертов. Уже в третьем сезоне было заключено восемь рекламных контрактов — с Ozon Rocket, «Яндекс.Доставкой», банком «Точка», Onestwear и др. Выручка составила 160 000 рублей. Стали приходить и другие рекламодатели — российские компании, которые никогда не рекламировались в подкастах, но хотели пробовать новые форматы. Сейчас подкаст зарабатывает и покрывает расходы на производство.
Подкаст не сравнится по выручке с глянцевым журналом, но это классный инструмент для самовыражения и неплохого заработка. Благодаря подкасту «Бюро» удалось создать комьюнити вокруг важных для нас тем: предпринимательства и женской повестки. Наш подкаст знают, уважают и ценят. Во многом за то, что он отличается от всех других подкастов о предпринимательстве и достижении успеха в бизнесе. Нам часто пишут: «Спасибо за ваш гуманистический проект!» И в этот момент мы понимаем, что все было не зря.
Сейчас идет работа над седьмым сезоном, который выйдет в эфир в сентябре 2023 года.
Команда
Автор и ведущая Наташа Чернова; Редактор Светлана Киселева (сезоны 1–3) Дизайнер обложки Наташа Омельчук Звукорежиссер Алексей Юртаев Композитор Кира Вайнштейн Продюсер Лина Березовская (сезоны 1–3) Ксения Бурмистрова (сезон 6)
Бюджет
Хотите такой же проект?
Стоимость подобного проекта по созданию подкаста начинается от 500 тыс. рублей за 10 эпизодов.
Что входит в стоимость:
Разработка концепции и позиционирования
Подбор команды
Построение процессов
Разработка дизайна обложки, написание джингла
Продюсирование выпусков (подбор участниц и экспертов, организация записи и монтажа, публикация)
Подготовка вопросов и сценариев, редактура
Создание и наполнение страниц проекта в соцсетях
@2018–2024. «Справочное бюро для медиа» ИП Чернова Наталья Сергеевна ОГРНИП 317774600581448