Заказчик тянет с оплатой, ссылаясь на неподписанный договор. Что делать?Распространенный случай. При этом объяснения заказчика варьируются от «генеральный директор в отпуске» до «договор на согласование между нашими службами». В лучшем случае в качестве «успокоительного» вам направляют гарантийное письмо, в котором перечислены условия договора. К сожалению, гарантийка по закону не запрещает заказчику в любой момент отказаться от этих условий. Помните, что гарантийной письмо — даже с самой красивой фразой об оплате «в ближайшее время» — договор не заменит.
Вместо гарантийки предложите заказчику направить вам оферту, в которой он просит вас оказать ему услуги и перечисляет все существенные условия договора. Ваши действия по исполнению будут являться акцептом и, таким образом, договор будет считается заключенным.
Что делать, если клиент получил законченный продукт, пользуется им, но не платит?Да, так бывает: клиент получил результаты работ, использует их, но, ссылаясь, например, на отсутствие денег, не платит. Чтобы этого избежать, укажите в договоре, что права на интеллектуальную собственность переходят в момент оплаты. В случае неполучения денег, грамотная претензия с указанием нарушений ваших и не только ваших авторских прав, за которые законом предусмотрена отдельная и довольно большая сумма штрафа, обычно отлично мотивирует на оперативный перевод денежных средств.
А если заказчик тянет время и не принимает промежуточные результаты без указания причин?Предусмотрите в договоре пункт о том, что в случае неполучения ответа от заказчика в течение определенного времени, работы по данному этапу считаются выполненными в полном объеме.
Заказчик вносит слишком много правок и, как следствие, не согласует результат. Как это предусмотреть в договоре?Закрепите в договоре количество правок, которые может внести клиент, и вы будете вправе отказаться от договора в случае превышения клиентом этого количества. Также пропишите обязанность заказчика оплатить понесенные вами расходы на момент расторжения договора.
Клиент согласует все правки только по телефону, и никаких подтверждающих документов не остается. Что делать?Создайте для этого клиента специальный бланк. Если вы направляете ему письма по электронной почте, сделайте красивую заставку о том, что «данное письмо является официальной перепиской», и сошлитесь на соответствующий пункт договора. Каждое следующее письмо после заставки продолжайте перечислением сделанного и согласованного клиентом. Подобная переписка будет хорошим доказательством в случае судебного разбирательства.
А как быть, если клиент не возвращает подписанный акт выполненных работ?Предусмотрите в договоре пункт о том, что акт считается подписанным, если заказчик в течение 5 дней с момент его получения не возвращает акт и не присылает отказ от подписания с указанием причин.
К другим полезным материалам →